Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (7 класс) 2015 -2016 уч.год
[ Скачать с сервера (250.0 Kb) ]03.07.2018, 22:57

Конспект урока

  1. Учитель: Турпаян.С.Л.
  2. Предмет: литература.
  3. Класс: 7 класс.
  4. Тема: «Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».
  5. Цели и задачи: Выявить художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Определить традиционные и новаторские приёмы в сказках.
  6. Оборудование: 1)сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина,

     2)учебник по литературе в 7 классе,

     3)презентация в Power Pointпрезентация ЗДЕСЬ https://cloud.mail.ru/public/3JcT/kxMYnMYqh 

     4)кроссворд – раздаточный материал.

Ход урока

  1. Повторение изученного. (слайд 1)

Сегодня на уроке мы попытаемся выявить художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». (слайд 2 )

Именно сказки Салтыкова-Щедрина содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

В сказках Щедрина, как и во всём его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры.

Сам писатель объяснял это тем, что «вырос на лоне крепостного права»     (слайд 3)

В последние годы своей жизни М.Е.Салтыков-Щедрин пишет сказки (1869-1886). Автор издаёт их под рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста».

Как вы понимаете это название? Что такое «изрядный возраст»?

Писатель предназначал свои сказки для взрослого читателя.

Почему автор не написал прямо: сказки для взрослых? Зачем ему понадобилось так витиевато сообщать об адресате сказок?

  1. Объяснение нового материала.

Что обусловило выбор писателем жанра сказок? (слайд 4)

Писать что-нибудь критичное прямо о царе, его министрах, о крестьянских восстаниях было бы бесполезно: цензура не допустила бы написанного до печати. Форма сказки оказалась удобной для сатирика – завуалированной для начальства и близкой понятной народу.

Сказка оказалась орудием социально-политической сатиры.

Посмотрите на иллюстрацию. Какая известная сказка Салтыкова-Щедрина изображена на ней?

  1. Работа с текстом.

Эта сказка о неумелости и никчемности господ, сметливости и дельности народа.

Давайте вспомним сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина. (слайд 5)

У вас на столах находятся листочки с вопросами для кроссворда. Необходимо ответить на 6 вопросов и выделить слово из 6 букв, которое получилось в центре (в кроссворде оно выделено голубым цветом).

Вопросы:

  1. Что мужик «краской мажет», когда висит снаружи дома в ящике на веревке? (стена)
  2. Рыба, упоминаемая в описании способа приготовления ухи, изобретённого жителем Вятки. (налим)
  3. Специалист, от которого один из генералов слышал, что «человек может долгое время своими собственными соками питаться». (доктор)
  4. Генеральская форменная одежда. (мундир)
  5. Город, в котором жили генералы. (Петербург)
  6. Что готов был съесть один из генералов? (перчатки)

Проверяем кроссворд и определяем главное слово. (слайд 6)

Что же такое сатира? (слайд 7)

Как вы понимаете определение сатиры в литературе?

Смех в сказках Щедрина уничтожающий.

Найдите  и зачитайте примеры из текста.

Какими приёмами пользуются писатель и художники-иллюстраторы, изображая героев сказки?

Писатель высмеивает генералов, гиперболизируя их невежество, показывая несоответствие слов и действий генералов с реальной ситуацией.

  1. Анализ сказки.

Почему же эта повесть является сказкой? Что сказочного в ней?

Давайте определим сходство повести с русской народной сказкой.

Найдите сказочные элементы в тексте. (слайд 8)

  • сказочный зачин (жили-были)
  • устойчивые выражения (по щучьему веленью, по моему хотенью, ни пером описать, ни в сказке сказать, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало)
  • фантастические события (генералы попадают на необитаемый остров, заснув)

«Повесть о мужике и 2 генералах» – сатирическая сказка.

Значит, напоминает нам и басню!

Вспомните известных баснописцев (И.Крылов, Эзоп) Как вы понимаете Эзопов язык? Найдите в тексте такие эпизоды, где автор намекает на глупость и невежество генералов.

  1. Обобщение. (слайд 9)

Салтыков-Щедрин создал сказки, не похожие ни на какие другие произведения этого жанра.

В чём же особенность, своеобразие сказок Щедрина?

Писатель сумел соединить реальность с фантастикой.

Какие приёмы он использует для этого?

Словарная работа: аллегория, гипербола, гротеск, канцеляризмы,         общественно-политическая лексика.

Какие детали указывают на связь с временем, в котором жили генералы?

  1. Работа с иллюстрациями. (слайд 10)

Взгляните на иллюстрации. Сумели ли художники передать то, что хотел сказать писатель? (работа в парах)

III Обобщение изученного материала (слайд 11)

Итак, сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина – произведения сатирические.

Как вы думаете, зачем обществу нужна сатира?

Сатира необходима обществу и каждому человеку. Высмеивая недостатки, она помогает каждому человеку лучше понять себя, осознать своё место в мире и не превратиться в «самодовольное ничтожество», которое страшно тем, что оно не понимает своей никчёмности и вреда.

Общественная роль писателя-сатирика заключается в том, чтобы побуждать общественную мысль критически относиться к явлениям современной жизни, осознавать негативные явления и избавляться от них.

Нужны ли сказки Щедрина сегодняшней России?

Произведения Салтыкова-Щедрина очень нужны были России того времени и не менее важны для неё сегодня, потому что многие пороки общества, к сожалению, живы до сих пор. В нашем мире тоже есть насилие и грубость, и часто «самодовольное ничтожество» «взбирается на высоту», поэтому произведения Щедрина остаются полезными и в наши дни.  

IV Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ любой сказки Салтыкова-Щедрина.

Нарисовать и оформить обложку книги «Сказки для изрядного возраста»

 

 

 

Категория: Уроки литературы | Добавил: turpajan-sabina | Теги: Моздок, СОШ№2, Турпаян С.Л.
Просмотров: 367 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar